Культура

21 Мая 2018

Открыта мемориальная доска Герою Советского Союза Ивану Похлебаеву

Активисты поселения Рязановское 8 мая провели открытие мемориальной доски в деревне Сальково.
– Члены Молодежной палаты поселения Рязановское выступили инициаторами данного мероприятия. Мемориальную доску установили на доме, где жил Герой Советского Союза Иван Похлебаев

— Сегодняшнее событие — это не только дань уважения и благодарности, но и важный момент в патриотическом воспитании молодежи. Мы никогда не забудем подвиг наших дедов и отцов. Наш долг — чтить память погибших в той страшной войне и проявить заботу о живых ветеранах, всех тех, кто завоевал наш мир и свободу, — обратилась к присутствующим заместитель руководителя ОП «Ерино» Светлана Воронина.

Но на этом мероприятие не закончилось. За этим последовали музыкальные номера, песни, стихи от молодого поколения, берущие за душу, минута молчания не вернувшимся и не дожившим до сегодняшнего дня и подарки тем, кто в этот день был с нами рядом. 

Патриотическая акция закончилась шествием до монумента. Пусть многие школьники еще не совсем понимали, зачем они идут по улице и кладут к обелиску цветы, но то чувство гордости и незнакомой взрослой боли и утраты, которые они испытали в этот день, откликнется в них спустя несколько лет, когда они в одно пасмурное утро пойдут в школу и увидят на мемориальной доске не слова, даты и портрет, а своего ЗЕМЛЯКА. Своего ГЕРОЯ. Свою ИСТОРИЮ.

Иван Григорьевич Похлебаев родился 28 марта 1917 года в селе Подолянь Орловского уезда (теперь Глазуновского района) в крестьянской семье. Детские годы Ивана пришлись на суровое время гражданской войны и разрухи. В конце 20-х годов, когда в стране начался промышленный подъём, глава семейства Григорий Похлебаев уехал на заработки в город Подольск, а вскоре позвал к себе и супругу, Анну Даниловну. Семья Похлебаевых поселилась в пригороде Подольска, в деревне Сальково.

Путь Ивана Похлебаева в авицию был типичным для того времени. В 1931 году окончил 7 классов школы № 12 г.Подольска. С 15-ти лет пошёл работать на паровозоремонтный завод (завод им. Орджоникидзе). Работу совмещал с учёбой в школе ФЗУ. Получил квалификацию слесаря-сборщика, работал в сборочном цехе того же завода.

Как и тысячи сверстников, он мечтал о небе, хотел быть похожим на Чкалова, Водопьянова и других лётчиков-героев, которые в 30-е годы были кумирами советской молодёжи.

Узнав, что при подольском патронном заводе № 17 есть аэроклуб, Похлебаев переходит работать на этот завод и без отрыва от производства поступает в аэроклуб. В 1937 году Иван Похлебаев сдал на «отлично» выпускные экзамены и получил лётную специальность.

Следующей ступенькой в небо была Высшая парашютная школа Осоавиахима (ст. Голицино Московской обл.): с мая 1938 г. по январь 1939 г. Похлебаев курсант этой школы.

После её окончания недавний учлёт сам становится лётчиком-инструктором Ногинского аэроклуба. В новой должности проработал недолго, с января по декабрь 1939 года. Международная обстановка была сложной; советская авиация нуждалась в подготовленных кадрах. В конце 1939 года Похлебаева как лётчика запаса призывают для прохождения полевых сборов. По результатам сборов была отобрана группа для подготовки лётчиков-истребителей. В её составе оказался и Иван Похлебаев. В январе 1940 года он становится курсантом Ульяновской военно-авиационной школы пилотов.

После окончания лётной школы в декабре того же года он становится кадровым военным и направляется в Закавказский военный округ летчиком-инструктором в Цнорис-Цхальскую авиашколу. Здесь его и застала война…

Летом 1942 года на Кавказе сложилась опасная обстановка. Войска Северо-Кавказского фронта под ударами превосходящих сил противника отходили к Главному Кавказскому хребту. Вражеская авиация, имея почти восьмикратное численное превосходство, безраздельно господствовала в небе Северного Кавказа. В эти напряжённые дни старший сержант Похлебаев подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. 25 августа 1942 года он был зачислен пилотом истребителя И-16 в 750-й армейский авиационный смешанный полк 217-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии. И уже через десять дней начались его боевые вылеты, целью которых, в первую очередь, являлось проведение авиаразведки в интересах наземных войск. В ходе войсковых операций на Северном Кавказе и на Кубани, с 4 сентября 1942 г. по 24 апреля 1943 г.  Похлебаев совершил 39 боевых вылетов на разведку войск противника. С каждым вылетом накапливался боевой опыт. 7 октября 1942 года Ивана Похлебаева назначают на должность старшего лётчика, а 17 январе 1943 года он становится командиром звена. Вскоре пришла и первая воздушная победа: в групповом бою он сбивает немецкий военно-транспортный самолёт Ю-52. 10 марта 1943 года Похлебаеву присваивают звание лейтенанта. За образцовое выполнение боевых заданий в битве за Кавказ и проявленные при этом мужество и отвагу Иван Григорьевич был удостоен первой своей награды – ордена Красной Звезды (приказ 4 ВА №019/н от 14.03.1943). 24 мая 1943 года Похлебаева назначают заместителем командира эскадрильи 84-го авиаполка и одновременно штурманом эскадрильи.

В течение двух месяцев Похлебаев произвёл 49 успешных боевых вылетов, участвовал в 13 воздушных боях, в которых лично сбил 6 самолётов противника. За проявленный героизм в боях за Керчь он был награждён орденом Красного Знамени.

В наградном листе командир полка писал: «Лейтенант Похлебаев в воздушных боях показывает образцы смелости, отваги и героизма, первым атакует противника, ищет его и уничтожает. В неравных боях всегда выходил победителем». В боевой биографии лётчика немало таких примеров.

24 января 1944 года И. Г. Похлебаев был назначен командиром эскадрильи. И уже на следующий день он проявил себя как смелый, решительный, умелый организатор группового воздушного боя. 

22 февраля 1944 г. И.Г. Похлебаеву было присвоено звание гвардии старшего лейтенанта. За личные подвиги, за проявленный героизм в боях по освобождению Крыма Похлебаев был представлен к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза (30.04.1944). К этому времени на его счету было 138 боевых вылетов на истребителях И-16 и «Аэрокобра», он провёл 42 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника: из них пять МЕ-109, двенадцать ФВ-190 и один Ю-87. (Указ о награждении вышел 23 февраля 1945 года). За умелое руководство эскадрильей И. Г. Похлебаев был награждён орденом Александра Невского. За героизм, проявленный в боях на территории Польши и Восточной Пруссии, лётчик был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За взятие Кенигсберга».

После войны И. Г. Похлебаев в составе Центральной группы войск служил в Германии и Австрии, сначала командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиаполка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. С 1953 года на Черноморском флоте, в морской авиации. В 1954 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВМС. Вся его дальнейшая служба проходила в частях истребительной авиации Краснознамённого Балтийского флота (до декабря 1955 г. 4-й флот ВМФ СССР).

В августе 1955 года И.Г. Похлебаева назначают командиром 87-го истребительного авиаполка, а спустя три месяца – заместителем командира по лётной подготовке 137-й истребительной авиадивизии. И вновь, как когда-то на фронте, он передаёт свой опыт и мастерство молодым лётчикам.

«Холодная война» была в полном разгаре, а на войне как на войне – всегда есть место подвигу. За успешное выполнение ответственных заданий в 1955 – 1957 гг. Похлебаев получил ещё три правительственные награды: два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени – «за выслугу лет и за овладение полётами в сложных метеоусловиях днём и ночью». К 35-летию Победы заслуженному боевому лётчику было присвоено звание полковника.

По уточнённым данным, всего на счету Героя Советского Союза полковника Похлебаева И.Г.:  боевых вылетов – 187, воздушных боёв – 46, сбитых самолётов противника – 21 лично и 1 в группе. (По справке Центрального военно-морского архива)

В декабре 1957 года строгая медицинская комиссия вынесла суровый приговор: «Здоров, но к лётной службе не пригоден». В звании подполковника Похлебаев был уволен в запас с правом ношения военной формы. Его китель, кроме Звезды Героя, украшали девять орденов и семнадцать медалей, в том числе орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, три ордена Красной Звезды.

После войны Иван Григорьевич с женой Людмилой Васильевной проживал в Крыму, в Евпатории, а затем переехал в Подольск, где много лет назад славный лётчик сделал свои первые шаги в авиацию. С 1959 по 1964 годы трудился мастером производственного обучения в ГПТУ-27, а с 1964 по 1988 годы - слесарем вакуумной лаборатории на заводе инструментального оборудования.

Выйдя на пенсию, Иван Григорьевич по-прежнему оставался в строю. Он вёл большую общественную работу, был частым гостем на предприятиях, в воинских частях, учебных заведениях.

23 февраля 2000 года Ивана Григорьевича Похлебаева не стало, но память о нём бережно хранят жители нашего района.

IMG_20180508_121008.jpg

IMG_20180508_120316.jpg

IMG_20180508_121244.jpg

cNZ7Xqsm2Mc.jpg

 https://vk.com/album-97701123_256035954 


Теги: Рязановское поселение ТиНАО Молодежная Палата

Возврат к списку