Спорт

10 Февраля 2017

Усадьба Остафьево: трудный путь к возрождению

В России сохранилось немало дворянских усадеб. Многие из них пережили периоды расцвета и забвения. Судьба уникального исторического памятника – усадьбы Остафьево − непростая, а временами и трагическая.

На протяжении ста с лишним лет имение принадлежало знаменитому роду князей Вяземских. Именно в этот период остафьевская усадьба стала образцом русской дворянской усадьбы, местом, где в XIX веке собирались все «именитости умственные». Благодаря знаменитым гостям, среди которых были А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, польский поэт Адам Мицкевич и многие другие, Остафьево стали называть «Русский Парнас». Особенное место занимал историк, писатель, журналист Н.М. Карамзин, который являлся близким родственником князя А.И. Вяземского. В усадьбе, как впоследствии вспоминал Николай Михайлович, «прошли … лучшие лета моего века…».

Главный усадебный дом, который сегодня не только днём, но и ночью хорошо виден со всех сторон, стал замечательным местом отдыха и рабочим кабинетом для Николая Михайловича Карамзина. Здесь он в течение двенадцати лет работал над величайшим, по отзывам современников, трудом – «Историей государства Российского». Здесь им было написано восемь томов из 12-ти томного труда.

Когда историограф уехал из Остафьева в 1816 году в Санкт-Петербург для «тиснения» первых томов «Истории», Петр Андреевич Вяземский, а потом и его сын Павел Петрович много сделали не только для процветания усадьбы, но и для сохранения памяти о Н.М. Карамзине – не только как о писателе, историке, но и как о Гражданине России, повлиявшем своим творчеством на целую эпоху. Карамзинский кабинет в остафьевском доме стал мемориальным пространством, современники воспринимали его, как «святилище русской истории».

    Последний владелец Остафьева граф С.Д. Шереметев в 1899 году открыл в мемориальной Карамзинской комнате первый в России общедоступный историко-литературный музей эпохи Карамзина и Пушкина – Золотого века русской культуры.

В марте 1930 году в жизни усадьбы наступил новый этап. К этому времени музей был закрыт. Предметы обстановки, книги, документы вывезены, проданы или просто уничтожены. В связи с преобразованием музея в пионерский лагерь, потом в госпиталь для военных летчиков и, наконец, в дом отдыха Совета Министров СССР во дворце провели капитальный ремонт. Здание было оборудовано центральным отоплением, вентиляцией, радио- и телефонными сетями. Именно в это время были утрачены исторические интерьеры и существенно искажен облик дома: классическая строгость центрального входа была нарушена сооружением пышной террасы, галереи застеклены.

Одной из главных задач вновь открытого в 1988 году музея стало возвращение архитектурно-парковому ансамблю усадьбы его первоначального облика.

В феврале 2000 года была начата реставрация дворцового комплекса. Она прошла поэтапно в режиме действующего музея.

  На первом этапе (в 2002 году) были отреставрированы западный флигель и примыкающая к нему галерея. На втором этапе (2004 год) завершена реставрация восточного флигеля с галереей и примыкающей к ней смотровой террасой.

Последний этап реставрационных работ начался в 2004 году: тогда на реставрацию был закрыт главный усадебный дом. Работы здесь были самыми сложными, так как реставраторам предстояло превратить дворцовый комплекс в полноценные экспозиционные пространства, вернуть историческую планировку, восстановить художественный образ интерьеров (изящная лепнина и роспись), приспособив их для приёма посетителей, а также воссоздать утраченные печи, камины, воздуховоды.

Реставрация проходила в сложных условиях при недостаточном финансировании. Однако работали дружно, слаженно, профессионально. В значимый для музея 2016 год – 250-летний юбилей Н.М. Карамзина – коллективу удалось решить все поставленные задачи и открыть для посетителей главный усадебный дом, состоящий из пяти уровней.

21 декабря экспозиционные залы главного дома приняли первых посетителей, которые долгими аплодисментами оценили работу реставраторов и сотрудников музея. Это был необыкновенный день «остафьевского возрождения»! Осуществилась мечта графа С.Д. Шереметева, который в одном из очерков, посвящённых усадьбе Остафьево, писал: «Придёт время, и стены остафьевского дома заговорят…».

Одним из главных событий этого памятного дня стало открытие экспозиции «Н.М. Карамзин: жизнь и труды», которая стала основанием первого в России музея Н.М. Карамзина.

Экспозиция расположилась в залах 2-го этажа главного усадебного дома, которые в начале XIX в. занимала семья Карамзиных, а в 1830 – 1840-е годы сюда, в «святилище русской истории», приезжали поклониться памяти великого российского историографа А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин. В конце XIX века Карамзинские комнаты стали ядром общедоступного музея, организованного в Остафьеве Вяземскими и Шереметевыми. В них много лет хранились личные вещи Карамзина и Пушкина, ставшие символами национальной памяти.

Каждый зал новой экспозиции – это страница, повествующая о событиях эпохи и жизни Н.М. Карамзина.

В парадных залах первого этажа пока представлено открытое хранение предметов из фондового собрания музея. То, что есть, уже даёт возможность почувствовать обаяние времени, в котором жили Карамзин, Вяземские, Пушкин.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах

И печи в пёстрых изразцах…−

писал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», Х главу из которого читал П.А. Вяземскому в овальном зале остафьевского дома.  Почти всё это вы увидите, пройдя по парадным залам первого этажа остафьевского дворца.

В цокольном этаже главного усадебного дома работает экспозиция «Усадьба Остафьево: история и судьба», пройдя по которой можно «перелистать» страницы летописи Остафьева.

    Благодаря проведённой реставрации, музей получил новое интересное экспозиционное пространство, которое мы планируем открыть для посетителей в этом году. Венцом экскурсии по дому станет выход на бельведер, с которого открывается прекрасный вид на въездную аллею, водную гладь пруда, Храм Живоначальной Троицы и окрестности села Остафьева.

Пройдя по залам остафьевского дома, вы поймёте: «простота и изящество сочетаются в Остафьеве; все вещи живут в окружающей их обстановке, проникнуты своеобразным духом места… и во всём убранстве остафьевского дома есть своеобразная теплота, жизненность и интимность».

Приглашаем всех посетить наш музей. Надеемся, что вы по достоинству оцените результат многолетнего труда сотрудников музея и подарите себе радость общения с прекрасным.

 

М.А. Димитренко

 Зав. отделом экспозиций и выставок

                                                                                Государственного музея-усадьбы

                                                                               «Остафьево» - «Русский Парнас»

 


Теги: поселение Рязановское, музей "Остафьево"

Возврат к списку